Какую еду выбирали малыши?
|Эксперимент Клары Дэвис
Может ли малыш выбирать для себя еду? Большинству родителей этот вопрос покажется как минимум странным…
Американский педиатр Клара Дэвис в течение 6 лет наблюдала за маленькими детьми и результаты своего исследования опубликовала в 1939 году. Она хотела узнать, могут ли маленькие дети самостоятельно выбирать подходящую еду, которая обеспечит им нормальное развитие, а так же — как устроен аппетит у детей.
В наши дни такой эксперимент был бы невозможен. Его бы признали незаконным, антинаучным. Ведь есть целые институты, где взрослые люди решают, что есть ребенку. Поэтому исследование Клары Дэвис уникально!
Участниками наблюдений стали 15 малышей от 6 до 11 месяцев, которые до этого не получали никакой другой пищи, кроме грудного молока. Она специально взяла детей, которые не имели никакого «взрослого» вкусового опыта, чтобы избежать влияния родителей о «полезности» или «ценности» каких-то продуктов.
Мамы этих детей были не в состоянии их содержать, или же были матерями-подростками, которые имели нежелательную беременность. 4 детей имели недостаток веса из-за плохого питания, у 5 были признаки рахита. Дети находились в специальном детском саду, проходили регулярное медицинское обследование, а главным было питание.
Какие продукты выбрала Клара Дэвис для кормления малышей?
- Мясо — Говядина, Баранина, Костный мозг, Студень, Цыпленок
- Субпродукты — Мозги, Печень, Почки, Sweetbreads
- Sweetbreads (сладкое мясо) – это тимус (вилочковая железа), считается деликатесом.
- Рыба — пикша
- Яйца
- Молочные продукты — Цельное молоко, Кисломолочный продукт (например, кефир или простокваша. Хотя в Америке – их чаще называют йогуртом)
- Фрукты — Яблоки, Бананы, Свежий ананас, Персики
- Сок – апельсиновый
- Овощи — Помидоры, Свекла, Морковь, Горох, Репа, Цветная капуста, Капуста, Шпинат, Картофель, Листья салата
- Злаки — Овсянка, Пшеница, Кукурузная мука, Ячмень, Хрустящие ржаные хлебцы
- Вода
- Морская соль
Какие принципы в отборе продуктов были у Клары Дэвис?
Разнообразные продукты животного и растительного происхождения, которые способны обеспечить организм всем необходимым для роста и развития. Продукты, как правило, можно было купить свежими на рынке круглый год. Использовать только натуральные продукты. Не должно быть консервов и «неполноценных» продуктов (обезжиренных, например).
Зерновые были только из цельных зерен.
Не использовались сахар и продукты, содежащие сахар, а также сливки, сливочное масло, сыр.
Продукты были приготовлены как можно проще, без соли и приправ. Мясо, овощи и фрукты были мелко порезаны, в виде пюре или молотыми. Большинство продуктов были поданы сразу после приготовления. Комбинации продуктов, смешивание продуктов (например, заварной крем и суп), не допускалось. Каждый продукт должен быть самостоятельным блюдом (1 продукт – 1 блюдо).
Бананы, ананасы, персики, помидоры и листья салата давали только сырыми.
Яблоки, морковь, горох, капусту белокочанную, овсянку, пшеницу, яйца, говядину и костный мозг подавали как сырыми, так и приготовленными. Остальные продукты только в приготовленном виде.
Как проводилось кормление малышей?
- Конечно, не все продукты предлагались за один раз. Однако в каждый прием пищи были разные продукты из каждой группы. На столе было цельное молоко и кисломолочный продукт, два вида крупы, животный белок, а также фрукт или овощ.
- Каждый продукт был в виде отдельного блюда. Соль стояла в отдельной чашке. Соль не добавлялась ни в одно блюдо. Молоко не добавляли к крупам. Злаки (крупы) были сварены на воде.
- Сначала еда предлагалась 4 раза в день, потом 3 раза в день.
- Процесс еды должен был быть максимально естественным. Задача няни: помочь ребенку поесть (если ее помощь требуется), но не вмешиваться в выбор еды и сам процесс еды.
Во время еды ребенок сидел у няни на коленях. Еда находилась перед ребенком, однако няня не должна была привлекать к ней внимание, предлагать еду или как-то влиять на выбор ребенка.
Няня должна была спокойно ждать, пока ребенок сам потянется к какой-либо еде. Тогда она могла взять ложку и только если ребенок открыл рот, положить туда еду. Ребенок мог есть руками. Няня не вмешивалась в манеру еды ребенка. Она не могла отказать малышу или ограничить его в какой-либо еде.
Поднос забирали через 20-25 минут после того, как ребенок переставал есть.
Реузультаты эксперимента
Все продукты были взвешены или измерены перед подачей на стол, а также взвешивались остатки продуктов и получилось 36 000 детских пищевых дневников! Дети находились под наблюдением от 6 месяцев до 4 с половиной лет. Обработав все результаты, Клара Дэвис пришла к таким выводам.
- Все дети имели хороший аппетит и хорошее пищеварение, у них не было запоров или поносов
- Дети редко болели. Случались иногда легкие простудные заболевания, которые проходили в течение 3 дней.
- Среди них не было ни слишком худых, ни полных.
- Дети с маленькой массой тела набрали вес до нормы. Поскольку были дети с рахитом, то среди прочей еды им выставляли стаканчик с рыбьим жиром, которые они иногда пили. Здоровые дети интерес к рыбьему жиру не проявляли. На контрольных рентгенограммах скелет детей не отличался от нормального, признаков рахита не было.
- Количество еды съедаемой за день было разным. Иногда ребенок мог съесть много, в другие дни – мало. При подсчете всего съеденного за месяц выяснилось, что количество калорий и распределение по белкам-жирам-углеводам отвечало детским возрастным нормам. В среднем 17% белка, 35% жира и 48% углеводов. Потребление белка снижалось по мере роста. Замечу, что детям давали белок наивысшего качества – то есть животный белок (мясо, курицу, рыбу, яйца, субпродукты). Среди детей не было вегетарианцев.
- Дети выбирали еду на основании инстинкта – по запаху и вкусу. В первые недели очень много пробовали, а потом – какие-то продукты выбирали, а от других отказывались. Все 15 детей были разными по данным пищевых дневников.
Выбор детей с точки зрения взрослых часто был очень странный. Например, ребенок мог выпить апельсиновый сок и съесть печень на завтрак. А вечером выпить стакан молока, съесть несколько яиц и банан. При этом никаких расстройств пищеварения не возникало.
Среди детей не было фанатиков злаковой или молочной еды, хотя эти продукты, как правило, лежат в основе детского питания. Дети ели смешанную еду. А молоко пили по-разному. В какие-то дни – много, иногда не пили совсем.
Что я отметила для себя
1) Дети не дураки! Ели животный белок.
Взрослые, если хотят, могут быть вегетарианцами или веганами, а своих детей для нормального роста и развития нужно кормить мясом, рыбой, курицей.
Меня как диетолога удвило разнообразие источников животного белка. Ведь баранину, костный мозг, студень, мозги, почки, а также sweetbreads — сладкое мясо, то есть тимус, детям до 2-3 лет обычно не дают. Впрочем, мозги, баранину и тимус и взрослые едят очень редко.
Возник вопрос – использовалось ли масло при готовке? За исключением баранины, все продукты – умеренной жирности. Если все варить/тушить на воде, то 35% жира в питании не будет. (А масло и сливки им не давали). Возможно, молоко было 6%.
2) Углеводы были только в виде фруктов, сока, овощей и цельных круп.
А в наши дни вы не найдете ребенка, который бы в 5 лет не знал вкус сахара.
3) Все продукты имели натуральный вкус.
Смешанных блюд (суп, салат, молочные каши) – не было! Все продукты были в отдельных чашках (даже соль!). Поэтому можно сказать, что у детей была монодиета.
«Сок + печень» (то, что выбрал сам ребенок) это всего лишь два продукта в один прием пищи.
Современные продукты для детей часто содержат десяток компонентов, включая сахар, крахмал, красители, загустители, консерванты. А мамы частенько, если видят надпись «с 12 месяцев», готовы давать детям все, что угодно.
4) Отдельно скажу про суп.
Многие мамы героически часами варят суп, который потом стоит в холодильнике по 3 дня, если не дольше. А потом переживают, что ребенок суп не любит.
Когда ребенок растет, то очень важно, чтобы он ел в достаточном количестве мясо, курицу, рыбу, печень, яйца – то есть белковые продукты.
А суп – это смесь из разварившихся овощей, картошки или крупы с запахом мяса. Польза супа для ребенка – близка к нулю. Ребенку нужно мясо, а не бульон!
5) Казалось бы – ребенок сам выбирал себе еду.
Да, это отчасти так.
Однако ребенок выбирал из того, что дали взрослые. В эксперименте Клары Дэвис у детей было разнообразное натуральное и свежее питание. Много ли детей в наши дни так едят?
На здоровой пище растут здоровые дети. Натуральные продукты не вызывают повышенной детской любви и требований «хочу», как, например, шоколад или конфеты.
В эксперименте Клары Дэвис у детей был режим (еда была доступна 3 раза в день, не хочешь – не ешь!). И поскольку не было чрезмерно беспокоящихся мам и бабушек (возьми печеньку, выпей йогурт, съешь бутерброд), то аппетит у детей был хороший!