Паласио Бароло
|На центральной улице аргентинской столицы — Авениде Майо есть здание, мимо которого невозможно пройти, чтобы не остановиться и не поднять в голову вверх. Оно отличается от других и кажется, что нависает над улицей.
Это Паласио Бароло, который носит имя своего заказчика.
Это офисное здание — таким его и задумывал Бароло. В рабочие дни сюда можно зайти и посмотреть красивый холл первого этажа (Вход свободный и бесплатный!).
Здесь проводятся экскурсии и я, начитавшись восторженных отзывов, решила сходить. По замыслу автора, здание должно было стать воплощением «Божественной комедии» Данте в камне. Планировка здания соотносилась с адом, чистилищем и раем. Экскурсовод, как из рога изобилия, сыпал цифрами и символами.
Впрочем, следов Данте в самом здании я не заметила. Разве что маленький бюст поэта в туристическом офисе… А почему бы не поставить ему памятник в холле на первом этаже? Места достаточно.
Голые белые стены не вызвали у меня ассоциаций с адом или раем.
Поразило отстуствие интерьеров и внутренней отделки — мне казалось, что я хожу по коридорам общежития или больницы.
Пожалуй, самой интересной частью экскурсии оказался вид города с высоты. Каменные джунгли — так выглядит Буэнос Айрес с башни дворца.
Захотелось узнать больше об этом здании и о человеке, который финансировал этот проект.
Паласио Бароло — 100-метровый небоскреб, в котором 22 этажа и еще 2 подземных. Здание построили в 1919-1923 гг и оно стало самым высоким зданием в Южной Америке.
Для простых горожан это было нечто невиданное. Высоток было немного (впрочем, как и в Москве этого времени), а башня вызывала страх: вдруг рухнет, что заставляло пешеходов переходить на другую сторону улицы.
Впрочем, в 1935 году построили небоскреб Каванаг, который стал новым символом Буэнос-Айреса.
О самом Луджи Бароло известно немного. Он приехал в Аргентину в 1890 году, как и миллионы итальянцев в поисках счастья, женился. Стал крупным текстильным промышленником и миллионером.
В 1906 году он с группой предпринимателей инвестировал деньги в производство хлопковой пряжи, для выращивания хлопка была куплена земля в Чако. Предприятие не приносило дивидендов акционерам и в 1912 году они решили его ликвидировать. Его купил Бароло и в последующем вел бизнес сам.
В 1915 году хлопкопрядильное производство Бароло было единственным в Аргентине — ткацкие фабрики предпочитали ввозить пряжу из-за рубежа. Бароло сделал ставку на местный хлопок и даже начал его выращивать, чтобы не
зависеть от импорта.
Увы, расчет не оправдался — фабрика работала только наполовину мощности и даже закрывалась на несколько месяцев. Главная причина — Аргентина в то время практически никак не регулировала импорт таможенными пошлинами, и ввозить пряжу из США оказывалось дешевле. Однако, импортное сырье поступало нестабильно, а местный хлопок был не всегда должного качества. Текстильные фабрики были придатками других производств, не имели самостоятельности и не были такими доходными, как в других странах. Поэтому Бароло кроме хлопка занимался шерстяными тканями, другие текстильщики делали обувь из джута и спички.
Война в Европе, нестабильные поставки сырья, сложности в производстве…
В этой ситуации замысел бизнесмена построить огромный офисный центр в столице и получать стабильный доход с аренды вполне понятен.
А может, Бароло к такому амбициозному плану привело отсутствие своих детей и желание увековечить свое имя. Его здание должно подняться рядом с Конгрессом и стать самым высоким в городе. У Бароло даже были мысли перенести в этот дворец прах Данте. Для реализации своего проекта он пригласил соотечественника — архитектора из Милана Марио Паланти.
Паланти был поклонником великого поэта и членом тайного религиозного обещества Fede Santa, в которое некогда входил и сам Данте. Паланти приехал в Буэнос Айрес в 1909 году для участия в строительстве выставочного павильона, посвященного 100-летию Майской революции, построил несколько зданий. А в 1916 году вернулся в Италию, чтобы участвовать добровольцем в войне. И снова вернулся в Аргентину уже в 1919 году.
Луиджи Бароло и Марио Паланти — оба были итальянцами, патриотами и обожали Данте. У одного были деньги и амбициозный замысел, у другого — полет фантазии, желание экспериментировать и делать новую архитектуру. Паланти вложил в этот дворец не только символику, о котором много рассказывают, но и применил новые технологии в строительстве.
Для Бароло — думаю, это был не только доходный дом. В те годы Буэнос Айрес в основном (более, чем наполовину!) населяли выходцы из Италии, и они обрели здесь новую родину. Вероятно, Бароло хотел сделать бизнес-центр для своих соотечественников, а фигура Данте — должна была привлекать арендаторов.
Бароло умер в 1922 году, в возрасте 53 лет, он немного не дожил до официального открытия здания. После его смерти остались долги.
Прошли годы… Мы ничего не знаем о тех эмигрантах, которые начинали создавать аргентинскую промышленность. Предприятие «Бароло и Компания» уже давно не существует. Но Луиджи Бароло оставил незабываемый след в истории города — построил дворец, который носит его имя. Можно, конечно, говорить о том, что это памятник Данте. На мой взгляд, это памятник самому Луиджи Бароло.