Книга, которая изменила меня
|Это книга Массимо Монтанари «Голод и изобилие». Я ее часто вспоминаю и время от времени перечитываю. Ее написал известный итальянский ученый, автор множества книг об истории гастрономии и аграрной истории.
В своей книге Массимо Монтанари рассказывает о традициях питания в Европе с древнейших времен и до наших дней, и дает ответы на вопросы – кто, что, в каком количестве и почему ел те или иные продукты и блюда.
Конечно, некоторые думают, что еда – это сугубо личное дело. Что хочу, то и ем. Однако, это не совсем так. Мы едим то,
— к чему привыкли с детства,
— что можем себе позволить (кто-то устриц, а кто-то крабовые палочки),
— что у нас выросло (выросла капуста-картошка, а не манго),
— что продается в наших магазинах и на рынках,
— что нам усиленно рекламируют по телевизору или
— что диктует модная диета.
И получается, что наш стол – это место, где пересекаются различные культуры, традиции, экономика и политика, только об этом, пожалуй, мало кто задумывается.
А вот влияние врачей на сферу питания гораздо меньше и ограничено коротким периодом — больницей/санаторием. Знаю немало примеров, когда желающие похудеть ежегодно ездят в санатории голодать за большие деньги или ложатся в клинику, а потом довольно быстро возвращаются к более-менее привычной для них еде и к своем весу. И большинство хронических больных (с болезнями сердца, диабетиков и другими проблемами), которым следовало бы придерживаться диеты, не слишком сильно меняют привычки питания.
В книге хорошо показано, как еда на протяжении веков носила классовый характер, и отражала принадлежность к определенному обществу. Была еда богатых и еда бедняков.
К примеру, Джакомо Альбини, врач принцев Савойских, утверждал, что богатые должны воздерживаться от густых овощных супов или потрохов, малопитательных и тяжелых для пищеварения. А бедняки должны избегать слишком изысканных и утонченных блюд, которые их грубому желудку будет сложно усвоить.
Еда, как ни странно, гораздо лучше отражала истинный достаток семьи. Ведь дом, украшения (в меньшей степени одежда) — это предметы длительного пользования и могли передаваться по наследству. И при снижения достатка эти внешние символы позволяли изображать видимость благополучия, тогда как повседневная еда сразу показывала истинное положение вещей.
Возьмем хотя бы хлеб. В главе «Хлеб наш насущный…» Массимо Монтанари пишет, что белый хлеб из пшеницы был очень дорог, и его могли есть исключительно богатые. Белый хлеб был роскошью, недоступной большинству. Крестьяне ели хлеб из смеси зерновых (рожь, ячмень, сорго) с добавлением фасоли, зелени, диких трав, орехов. Таким образом «хлебом» становилась вся пища, полученная в результате обработки полей.
«Иерархия хлеба» полностью соответствовала общественной иерархии: белый хлеб — самым богатым, светлый (но не белый) — средним слоям, темный — неимущим. Овсяный, ячменный хлеб или хлеб из овощей — такую пищу предлагали оставить беднякам.
В своей книге «Голод и изобилие» Массимо Монтанари дал оценку тому, какое место занимал тот или иной продукт в системе питания целом. И это было самым ценным для меня.
Подробнее об этой книге (с интересными историческими примерами) пишу здесь